Транспортировка отходов – требования к перевозке мусора, лицензирование, классы опасности
Транспортировка отходов означает их перевозку от точек сбора, складирования и временного хранения к местам, где будет происходить их уничтожение. Необходимость в перевозке отходов возникает в различных ситуациях:
- для обеспечения оперативного удаления мусора и соответствия гигиеническим стандартам;
- по окончании периода накопления отходов (на протяжении года);
- если объемы накопленных отходов превышают установленные пределы;
- когда на территории сосредоточено большое количество опасных материалов или предметов;
Процесс транспортировки отходов начинается сразу после того как они покидают пределы земельного участка владельца, и завершается на объекте обработки.
Классификация отходов
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления” выделяют пять классов опасности отходов:
Отходы первого класса опасности - к данной категории принадлежат материалы с особо высоким уровнем риска. Они наносят максимальный ущерб природе и здоровью людей, способны вызвать экологические бедствия.
К этим отходам относятся те, что не разлагаются на протяжении столетий и содержат в себе высокотоксичные элементы, вроде ртути, свинца, таллия, плутония или полония. Примерами могут служить: ртутные лампы, люминесцентные светильники, термометры с ртутью, различные пестициды, трансформаторное оборудование, конденсаторы или нефтехимические продукты. Такие виды отходов подлежат строгому мониторингу при хранении, перевозке и последующей переработке.
Отходы второго класса опасности вызывают серьезные повреждения экосистеме — последствия их влияния на окружающую среду могут быть устранены, лишь через три десятилетия после полной ликвидации причины.
К данным видам относят использованные или бракованные аккумуляторные батареи и элементы питания; остатки продукции нефтеперегонки; органические растворители; порошковые составляющие или изделия пиротехнической индустрии.
Отходы третьего класса представляют собой умеренный риск для окружающей среды. Они могут привести к нарушениям в экосистеме, однако спустя 10 лет после их удаления природная среда способна полностью регенерироваться. К третьему классу опасности относят такие продукты и материалы, как дезодоранты, лак для ногтей, бальзамы и шампуни, мобильные телефоны, свежий навоз и птичий помет, искусственная кожа, дизельное топливо, медные провода, автомобильные масла, стройотходы.
Четвертый класс имеет минимальную опасность и оказывают слабое негативное воздействие на природную среду. Такие виды мусора вызывают лишь временные изменения в экологических системах и природа может самовосстановиться примерно за 3 года. В четвертый класс опасности включены очень разнообразные виды отходов: органические и неорганические материалы обработанные химикатами в процессе производства – пластиковые изделия, флаконы от косметики, зеркала, полиэтилен, автомобильные шины, бытовая электроника, компьютерная техника, ковровые изделия, сухие животные корма, растительные масла, жевательная резинка.
Отходы пятого класса классифицируются как безвредные для экосистемы. Они естественным образом разлагаются менее чем за 3 года. В этот класс опасности включены пищевые отходы, корм для скота на растительной основе, изделия из деревянной структуры, бумага или картонная упаковка, одежда из натуральных материалов, а также строительный материал – кирпич, глина и др.
Санитарные требования к перевозке мусора
Отходы классифицируются на пять групп в соответствии с их уровнем опасности. Четвертый и пятый класс являются наименее опасными, и обращение с ними, включая транспортировку, хранение, загрузку и прочие процедуры, регулируется федеральным законом ФЗ- 89.
Для перевозки отходов необходимо следовать определенным правилам:
- необходимо оформить документацию на отходы, включая паспорт отхода; транспортировка должна осуществляться с необходимыми сопутствующими документами;
- строго должны быть соблюдены правила противопожарной безопасности и санитарии при хранении и перевозке отходов;
- на всех транспортных средствах должна быть соответствующая маркировка – символы, указывающие на вид перевозимых отходов;
- все операции по загрузке и разгрузке следует делать как можно более автоматизированными и герметичными;
- необходимо предотвращать любые аварии или потерю отходов в процессе транспортировки. Это обеспечивается благодаря специализированной конструкции оборудования для перевозки отходов и строгому придерживанию к правилам его использования.
Согласно ФЗ-89 разработку регламентации по перемещению опасных веществ должно осуществлять федеральное правительство. Однако универсальный документ, описывающий все требуемые действия в зависимости от класса опасности таких материалов, до текущего момента не создан.
Перевозка опасных и неопасных отходов
Чтобы заниматься перевозкой обычных бытовых отходов, которые являются неопасными, получать специальное разрешение не нужно. Если лаборатория проведет проверку и выдаст заключение, что твердые бытовые отходы попадают в 5 класс, этого будет достаточно. Но в большинстве своем компании, которые вывозят твердые коммунальные отходы, имеют лицензии и для транспортировки опасных соединений. Зачастую это связано с тем, что:
- неопасные составляющие занимают небольшую часть в объеме мусора;
- компоненты 5 класса опасности невозможно или сложно отделить от остального сора;
- при малейшем сомнении в ходе определения класса отходы попадают в категорию опасных соединений.
Для компании или предпринимателя проще получить разрешение на перевозку отходов 1 и 2 класса, осуществлять вывоз всех категорий мусора.
Лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами
Компании, занимающиеся транспортировкой отходов, обязаны оформить лицензию и иметь в распоряжении специализированный транспорт. Сотрудники юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или организаций других форм собственности должны проходить профильное обучение в аккредитованных учебных заведениях. Сертификат дополнительного образования должен подтверждать право работника заниматься деятельностью, связанной с отходами I — IV класса опасности. Для автомобилей, используемых в транспортировке отходов, предъявляются следующие требования:
- наличие права собственности на автомобиль у организации;
- специальные маркировки на кузове;
- оснащение необходимым оборудованием для предотвращения потери груза;
- комплектация транспорта огнетушителем, ручным инструментом для его ремонта, фонарем и средствами
- индивидуальной защиты для водителя;
- герметичность камеры (бака или контейнера) для перевозимого материала.
Владелец отходов должен составить паспорт на груз с указанием типа отходов, его веса и прочих характеристик. При перевозке должны строго соблюдаться меры безопасности всех видов: личная, санитарная, экологическая и пожарная.
Лицензию на сбор и перевозку отходов выдают региональные подразделения Росприроднадзора. Для её получения нужно предоставить заявку со всеми необходимыми документами, подтверждающими способность компании осуществлять такие перевозки. Это включает проверку наличия герметичных контейнеров и специализированного автопарка для перевозки отходов, а также средств индивидуальной защиты для сотрудников, осуществляющих перевозку отходов. В целом, процесс оформления лицензии может занять до 45 дней.